imsis100-050Все специалисты сходятся во мнении, что чаще всего заведения общественного питания закрываются по причине недостаточной прибыльности. Но среди факторов, которые могут привести к плачевному результату, они почему-то редко называют воровство со стороны персонала. На самом деле теневые заработки, например, барменов, могут значительно превышать долю инвестора.

У семи нянек…

Можно с уверенностью утверждать, что воровство в баре становится возможным из-за отсутствия единой, продуман­ной до мельчайших деталей системы контроля за движением товара и денежных средств.

Нередко работу бара в заве­дении контролируют «все понемногу» — управляющий (или сам владелец), его заместитель, бухгалтерия, администраторы, причем зоны ответственности управленцев часто бывают весьма размыты. Кроме того, они выполняют и многие другие функции, а работой персо­нала интересуются от случая к случаю, действуя по воле об­стоятельств. Особенно часто такую ситуацию можно наблю­дать в заведениях, в которых бару традиционно отводится роль второго плана. Многие ре­стораторы и сами признают, что в отличие от кухни и зала, где работа худо-бедно отлаже­на и где хватает управленческого персонала, он остается плохо контролируемой зоной, практически отданной на откуп барменам. В результате в баре может сложиться хорошо орга­низованная «команда», цель ко­торой — регулярно переклады­вать часть выручки в свой карман и делать это так, чтобы воровство не обнаруживалось как можно дольше.

Контроль для галочки

Как это ни парадоксально, нередко воровству способствуют мероприятия, которые де-юре должны обнаруживать факты краж, а де-факто только прикрывают их, создавая ви­димость благополучия. В первую очередь речь идет о контроле за движением товара — обычно его поручают бухгалтерии. Как правило, представитель этого подразделения плохо разбирается в хитро­сплетениях работы бара и дает оценку деятельности персона­ла, отталкиваясь только от цифр на бумаге. В частности, бухгал­тер остается довольным, когда видит «чистую» отчетность — без недостач и больших излишков. А вот специалиста она обычно настораживает.

Он по­нимает, что в баре, особенно в дни интенсивной торговли, «чистая» отчетность просто нереальна. Возможны ошибки персонала как при отпуске продукции, так и при снятии остатков. Если в заведении не­сколько баров, то искажают отчетность еще и кассиры, за­крывающие чеки официантов по станции другого бара (но халатность — это уже другая история). Иногда ошибаются и сами контролеры, например, при переносе в базу данных графы «прихода» или фактиче­ских остатков.

Именно поэтому «чистую» отчетность можно считать хоть и косвенным, но достаточно ха­рактерным признаком того, что в баре ведется работа, прикрывающая воровство.

Существует мнение, что барменам не следует поручать снятие товарных остатков при приеме-передаче смены. На самом деле совершенно нормально, когда эту работу вы­полняет тот, кто торговал или будет торговать. В противном случае работник становится заложником ситуации — ему при желании можно инкриминировать любую недостачу.

А вот действительно серьез­ную ошибку допускают в тех барах, где процесс снятия остатков не регламентирован и не контролируется. При такой ситуации вполне вероятно, что в отчете будут указываться не фактические остатки, а вычис­ленные. Если в процессе работы бармены имеют возможность регистрировать все чеки в свободной ведомости, то к концу смены они могут сумми­ровать все кассовые продажи по каждой позиции и простым вычитанием получить «правильную» цифру остатка. Ино­гда работники бара осуществ­ляют эти действия тайно, а иногда даже не считают необ­ходимым хоть как-то их скрывать. Бывает, они даже не под­ходят к бутылкам при снятии остатков.

Еще более комфортные условия для воровства созданы в тех барах, где никто из управленцев не перепроверяет товарные отчеты или не сравнивает компьютерные остатки с фактическими. При такой степени бесконтрольности бармены могут вообще не беспокоиться о том, чтобы цифры, фигурирующие в официальных отчетах, совпадали с реальными. Все плюсы и даже минусы одной смены спокойно принимает на себя следующая.

Трудно поверить, но до сих пор в некоторых барах сверка остатков проводится планово — один раз в месяц (как правило, первого числа). Стоит ли говорить, что подготовиться к такой проверке — просто детская задачка для барменов.

Более частые и неожиданные проверки хотя и не решают полностью проблему воровства, но по крайней мере значительно его усложняют. Бармены вынуждены сливать накопленные излишки, организовывать склад для их хранения, доливать спиртное в случае его недостачи. Все эти действия они стараются закамуфлировать, прикрываясь снятием остатков. Но распознать смысл их манипуляций не так уж и сложно.

Много шума… и ничего

Конечно, в большинстве заведений пытаются бороться с воровством среди барменов. Но порой речь идет всего лишь о реакции на кражи, а не о настоящем противодействии.

В некоторых барах ищут воров, сравнивая выручку по сменам. Но если «команда» действует сплоченно, то ее участники, как правило, договариваются о том, чтобы не было «стахановцев», и показывают достаточно ровные результаты. Только в том случае, когда в ней нет полного единства, бармены, которые проявляют непомерную жадность, могут «погореть».

Но увольнение отдельных членов «команды» не дает реально ощутимого эффекта, если допускается еще одна распространенная ошибка в управлении баром — обучение новичков (взятых, как правило, с улицы) доверяют самим барменам. Их или достаточно быстро «обращают в свою веру», или отторгают, умело выставляя перед руководством в дурном свете. Последнее происходит, если бармены почувствовали, что новичок опасен — или слишком наивен, или недостаточно умен и может «спалить» всех, оголив и масштабы воровства, и его механизм.

Еще одна реакция на воровство — эмоциональная. Бывает, что в заведении чуть ли не еженедельно проводится общее собрание коллектива, на котором говорит (причем в основном в резких тонах) один человек — владелец бизнеса. Темы выступления обычно не меняются: «плохая работа» и «маленькие выручки». Достается, как правило, всем одновременно. Видимо, глядя на ежедневные выручки, хозяин заведения понимает, что его обворовывают. Но почему-то полагает, что «накачка» персонала может заменить ежедневную кропотливую работу по контролю за деятельностью заведения. Сотрудники обычно не пугаются и продолжают воровать, если видят, что угрозы не подкреплены реальными контрмерами. Уж кто-кто, а они хорошо понимают, что гнев и истерика — признаки бессилия.

Бывает, что владелец уходит из бизнеса, убедив себя в том, что персонал не переделать и воровство неистребимо. На самом деле он сам спровоцировал разграбление своего дела, не сумев создать жест­кую систему контроля. А обижаться на сотрудников, как и ругать их за то, что они воруют, — это не бизнес-подход. Такие реакции больше годятся для разборок в песочнице. Совершенная система контроля в заведении должна эффективно работать без лишних слов и эмоций.

Панацея, но не для всех

Некоторые специалисты считают, что ликвидировать воровство выручки в баре можно только одним способом — отсечь персонал от получения наличных денег. Речь идет, как вы понимаете, о системе расчета с посетителями, условно называемой «карта на входе».

Кстати, именно она обычно реализуется в аквапарках и также уместна в любых других заведениях, где посетителям неудобно пользо­ваться наличными деньгами, например, на SPA-курортах. Подойдет она и для закрытого клуба (member’s bar). Существует два основных вида карточек. В одном случае посетитель кладет любую сумму на счет и получает остаток при окончательном расчете. Второй вид карточек дает ему возможность пользоваться услугами заведения в кредит, оплачивая счет на выходе. Очевидно, что при такой системе расчета персонал не сможет украсть ни копейки из выручки. Дополнительное ее преимущество состоит в том, что при расчете по карточке клиенты тратят, как правило, больше, чем при оплате услуг наличными деньгами.

Но, прежде чем вводить «карточную» систему в обычном ба­ре, следует представлять себе и ее минусы. Во-первых, гостей, заглянувших в бар на стаканчик виски или кружку пива, легко отпугнуть, предложив им для начала внести деньги на счет. Кроме того, нужно будет объяснить клиентам, что произойдет, если они потеряют карточку. Не забудьте и про «сарафанное радио», которое быстро оповестит торговый район о такой «фишке».

При кредитной схеме расчета придется устанавливать лимит, и персонал не сможет обслуживать посетителя, пока он не пополнит счет в кассе. Едва ли гостю это будет приятно.

Добавьте сюда стоимость программного обеспечения, воз­можные сбои в системе, перио­дические претензии к счету на выходе, немотивированный пер­сонал (посетители, рассчитыва­ющиеся по карточке, чаевых не платят). Только взвесив все «за» и «против», владелец бара может решить, даст ли «карта на входе» дополнительные преимущества именно его бизнесу.

На войне как на войне

В деле борьбы с воровством вопрос стоит жестко: кто кого? Что получит владелец бара — реальную выручку или остат­ки, которые смог украсть пер­сонал?

Механизм махинаций с то­варом в баре хорошо известен — это продажа «недолива» и неучтенного алкоголя, попав­шего в заведение извне. Созда­вая систему контроля, нужно осознавать: при условии, что в ней хоть что-то упущено, нечи­стый на руку персонал найдет, как воспользоваться ошибкой. Если, например, организовать ее так, чтобы персонал не смог проносить алкоголь в бар, это попытаются сделать друзья барменов. Если перекрыть и эту лазейку, сотрудники сосре­доточатся на экономии спирт­ного. Если усиленно контроли­ровать отпуск товара на стойке, бармены постараются органи­зовать продажи «левого» алко­голя через официантов. И так далее.

Поэтому система контроля должна представлять собой комплекс мероприятий, поддер­живающих и дополняющих друг друга. Идеально, когда они организуются не как ответ на действия барменов, а носят пре­вентивный характер, перекры­вая все возможные способы со­крытия выручки, включая и те, о которых персонал еще даже не думал. Конечно, кроме мер, упо­минавшихся выше, в этот спи­сок следует включить осмотр подсобных помещений, примы­кающих к бару, контрольные за­купки, административное сня­тие Х-отчетов ККМ и многое другое. Кроме того, необходимо строго регламентировать и кон­тролировать действия персона­ла как во время обслуживания (в первую очередь при отпуске продукции и расчете с посети­телями), так и при снятии ос­татков.

Чем полнее комплекс кон­трольных мероприятий, тем меньше будут масштабы во­ровства. При желании можно реализовать систему контро­ля, позволяющую выявлять склонных к махинациям со­трудников уже при первых симптомах. Серьезную ошибку допускают владельцы, отсле­живающие только факты пря­мого воровства, — вычислять и увольнять проштрафившихся можно бесконечно. От посто­янной смены персонала будет сильно страдать сервис, а вме­сте с ним и доходность бизне­са. Поэтому главная задача си­стемы контроля — не ловить за руку воров, а удерживать персонал от совершения краж и махинаций. Косвенно или прямо, но все работники долж­ны быть осведомлены о том, что любое злоупотребление с их стороны как действие, не соответствующее регламенту, не останется безнаказанным.

Конечно, время от времени в заведении будут появляться сотрудники, которые попыта­ются найти слабые места в его системе защиты. Поэтому вла­дельцу бизнеса необходимо по­заботиться о том, чтобы кон­троль не ослабевал с течением времени.

Сложится ли в баре коллек­тив людей, готовых зарабаты­вать деньги честно, и то, на­сколько быстро это произой­дет, зависит только от системы мотивации, которую предло­жит им владелец (взамен воз­можности воровать). Об этом и пойдет речь в очередной ста­тье нашей рубрики.

Ресторанные ведомости, №10 (102)

Facebook Комментарий