Заботясь об эффективности сделанных инвестиций, основателю кафе или сети ресторанов следует изначально предусмотреть в своем бизнесе решение следующих важных вопросов:

  • определиться с организационно-правовой формой создаваемого субъекта хозяйствования;
  • подготовить проекты его уставных документов (не требуется для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности);
  • определиться с видами экономической деятельности, которыми данное предприятие будет заниматься;
  • выбрать предпочтительный и подходящий именно для данного субъекта хозяйствования порядок налогообложения;
  • зарегистрироваться в органах государственной регистрации, налоговых органах, социальных фондах, центре занятости.

ГДЕ ТАЛИЮ ДЕЛАТЬ БУДЕМ?

Выбор формы субъекта хозяйствования. При выборе формы субъекта хозяйствования следует исходить из масштабов планируемого бизнеса, его бюджета и предполагаемых размеров прибыли. Так, для того чтобы открыть небольшую кофейню, достаточно зарегистрироваться как физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности.

Если же основателями предполагаемого бизнеса планируют быть двое и более лиц, стоит выбрать одну из организационно-правовых форм хозяйственных обществ. При этом остановиться на одной из форм хозяйственных обществ возможно и в случае основания бизнеса одним лицом, если это будет целесообразно исходя из запланированного оборота предприятия.

Выбор системы налогообложения. Субъект ресторанного хозяйства, физическое или юридическое лицо, может выбрать, будет ли оно облагаться налогами на общих основаниях (ставка составит 25%), или же платить налоги по упрощенной системе налогообложения.

restaurant-tax

Так называемый единый налог могут предпочесть физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семьи, на протяжении года пребывает не более 10 лиц. А объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн; для юр.лиц — 1 млн. грн и не более 50 работников.

КОГДА «МНОГО» ПЛОХО НЕ БЫВАЕТ

Выбор помещения. Помещение под ресторан может быть приобретено субъектом хозяйствования в собственность, может быть внесено одним из учредителей в уставный капитал, арендовано или передано в пользование на других основаниях.

Помещение, используемое под ресторан, должно принадлежать к жилищному фонду и соответствовать требованиям, предъявляемым к каждому отдельному виду и классу заведений общепита (ДСТУ 4527:2006). В случае несоответствия помещения этим требованиям может быть проведена его реконструкция, перед началом которой необходимо изготовить проект реконструкции и согласовать его в государственных органах.

slide41

Перед началом работы необходимо получить согласование в органах санитарно-эпидемиологической станции, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, а также получить лицензию на торговлю спиртными напитками и табачными изделиями.

Согласования с санитарно-эпидемиологической службой. Для того чтобы получить согласие СЭС на открытие ресторана, прежде всего необходимо:

  • обеспечить наличие информации о санитарных правилах и санитарного журнала в заведении;
  • составить договор о вывозе мусора;
  • организовать медицинский осмотр персонала и обеспечить наличие медицинских книжек на рабочих местах;
  • произвести переучет инвентаря и посуды, которые используются в ресторане в процессе приготовления пищи.

Полный список санитарных требований содержится в Санитарных правилах для предприятий общественного питания, включая кондитерские цеха и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженное (СанПин), от 19.03.1991 г. и Правилах работы учреждений (предприятий) ресторанного хозяйства.

В последующем органами СЭС проводится выборочная проверка действующих объектов экспертизы, которая не требует повторного проведения государственной санитарно- эпидемиологической экспертизы.

Технологические и калькуляционные карты. Перед началом работы ресторана в территориальном органе СЭС необходимо согласовать технологические и калькуляционные карты, содержащие информацию о рецептуре блюд и технологии их приготовления.

tehnologicheskaya_karta_

При расширении ассортимента ресторан должен сам вносить соответствующие изменения в данные карты.

Лицензия на торговлю алкоголем и табачными изделиями. Согласно ст. 15 Закона Украины «О государственном регулировании производства и об- ращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» торговля алкогольными напитками и табачным и изделиями должна осуществляться субъектами промышленной деятельности всех форм собственности при наличии у них лицензий. Такие лицензии выдаются органами местной исполнительной власти сроком на один год и подлежат обязательной регистрации в органе государственной налоговой службы Украины.

Плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками составляет 8000 грн на каждый отдельный, указанный в лицензии электронно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), который находится в месте торговли; на розничную торговлю табачными изделиями на каждое место торговли — 2000 грн (общее правило); оплата — ежеквартально равными частями.

Санитарный паспорт на автотранспорт. Необходимость получения санитарных паспортов на автотранспорт, которым транспортируется пищевая продукция, предусмотрена разделом 11 Санитарных правил для предприятий продовольственной торговли, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 16.04.1991 г. (действующий документ), а также п. 21 Правил работы мелкорозничной торговой сети, которые утверждены приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.1996 г. No369.

Санитарный паспорт на автотранспорт выдается территориальным органом СЭС после осмотра автотранспорта на предмет соответствия требованиям, установленным Санитарными правилами.

Ответственность за нарушение санитарного законодательства. За нарушение санитарного законодательства или неисполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на лиц, виновных в совершении таких нарушений, могут налагать штраф:

  • на должностных лиц — в размере от 1 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • на граждан — в размере от 1 до 12 необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 46 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»).

Если после применения финансовой санкции нарушение не устранено, то на виновного налагают штраф в размере 100% от стоимости реализованной продукции, исполненных работ, предоставленных услуг за период, который прошел с того времени, как штраф был наложен впервые.

Кроме административной ответственности, за нарушение санитарного законодательства предусмотрена гражданско-правовая и уголовная ответственность (ст. 48 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» и ст. 325 Криминального кодекса Украины).

Правила работы ресторанов. Правила работы предприятий ресторанного хозяйства содержат специальные нормы для ресторанного бизнеса как разновидности предоставления услуг в сфере торговли. Каждое предприятие обязано иметь в своем распоряжении как минимум один экземпляр Правил для размещения его в Уголке потребителя.

Сертификация в ресторанном бизнесе. Процесс проведения сертификации услуг питания предусматривает подачу заявки, форма которой предусмотрена Дополнением 1 к вышеуказанным Правилам, ее рассмотрение уполномоченным органом и принятие решения с описанием схемы сертификации.

Заявитель подает заявку в любой из аккредитованных в системе органов сертификации услуг питания, а при отсутствии информации о его наличии — в Госстандарт Украины.

Заявитель также подает анкету-вопросник, форма которой размещена в Приложении 2 к вышеуказанным Правилам, а также исходящую документацию для проведения оценки предприятия. К таким документам относятся:

  • устав предприятия;
  • согласованный перечень предоставляемых услуг;
  • обоснование типа и класса предприятия (при необходимости подтверждения или присвоения);
  • описание действующей на предприятии структуры ответственности за качество предоставляемых услуг питания;
  • краткая характеристика предприятия (включая структурную схему и описание связей между структурными подразделениями);
  • заключения органов санитарно-эпидемиологического, технического и пожарного контроля (в пределах их компетенции).

Режим работы ресторана. Режим работы организаций общественного питания негосударственной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно и согласовывается с органами местного самоуправления, последнее обусловлено требованиями правил общественного порядка (например, соблюдение предельного уровня шума в ночное и вечернее время и т. п.).

working-hours

Если заведение ресторанного хозяйства обслуживает потребителей на предприятии, то режим работы устанавливается субъектом по согласованию с его администрацией.

Перечень предоставляемых услуг. Перечень услуг, предоставляемых в заведениях ресторанного хозяйства, самостоятельно определяет каждый хозяйствующий субъект: «разрешено все, что не запрещено». Субъект ресторанного хозяйства обязан иметь и предоставлять клиентам меню, в котором перечислена производимая продукция (блюда). Услуги общепита должны быть безопасными для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды и имущества.

Книга отзывов и предложений. У всех заведений ресторанного хозяйства, независимо от формы собственности, должна быть в наличии Книга отзывов и предложений установленной формы (при наличии нескольких залов таких книг должно быть по количеству залов). Ее форма содержится в Приложении 1 к Инструкции о книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства.

Информация о заведении. Лицо, предоставляющее услуги в сфере ресторанного хозяйства, обязано информировать потребителей о фирменном названии своей организации, наименовании субъекта хозяйственной деятельности, режиме работы, его категории, разместив эти данные на вывеске.

Как правило, вывеска крепится к наружной стене здания у входа в ресторан или иное предприятие общественного питания. В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» субъект ресторанного бизнеса обязан в наглядной и доступной форме проинформировать потребителей об оказываемых услугах, тем самым обеспечив возможность их правильного выбора.

Ольга Слипченко

младший юрист компании «Юрвнешсервис»

Facebook Комментарий