24.07.2015

Украинские гостиницы лишились звезд

За последние четыре месяца примерно у 50 украинских отелей истек срок действия свидетельства о присвоении категории. Иными словами, такие отели как столичные «Опера», Hyatt Regency Kiev и InterContinental Kiev формально лишились своих пяти звезд.

Категоризация украинских отелей

Ранее вопросом категоризации занималось Госагентство по туризму и курортам, но еще 10 сентября 2014 года Кабинет Министров своим постановлением ликвидировал этот орган, и с тех пор регулировать туристическую отрасль и выдавать свидетельства о количестве звезд стало некому.

Забрать и вернуть

Функции госагентства намеревались передать Министерству экономического развития и торговли. Но спустя почти год после начала процесса он все еще не завершен. «Многие свидетельства об установлении категорий отелям уже юридически недействительны, но обращаться им пока не к кому», – говорит исполнительный директор Ассоциации звездочных отелей Дмитрий Прохоров.

За последние четыре месяца примерно у 50 украинских гостиниц истек срок действия свидетельства о присвоении категории «Подача документов на категоризацию прекращена», – подтвердил управляющий партнер компании ArtBuild Hotel Group Алексей Евченко. Он также является советником министра экономики Айвараса Абромавичуса и входит в инициативную группу, пытающуюся разработать новые правила категоризации отелей.

В свое время премьер-министр Арсений Яценюк ввел туризм в зону ответственности МЭРТ, причем министр долго от этого отказывался. Теперь, судя по всему, ведомству придется изучить вопрос регулирования гостиничного рынка вплотную. Как рассказывает Алексей Евченко, вскоре в министерстве будет создана рабочая группа, которая и будет разрабатывать новые правила регулирования рынка, включая категоризацию. Правда, дата создания группы пока не определена.  Предполагается, что регулированием гостиничного рынка в дальнейшем займется специальный отдел в структуре МЭРТ, который будет подчиняться напрямую первому замминистра Юлии Ковалив. Напомним, на эту должность ее назначили в конце июня, причем среди основных функций значились реформа антимонопольного законодательства, работа с финансовыми донорами и привлечение инвестиций в страну. О туризме речь не шла.

Нарисуем — будем жить

Несмотря на отсутствие регулятора, рынок дискомфорта не ощутил.  «Учитывая тот факт, что из более 10 тыс. средств размещений на территории Украины свидетельство о присвоении категории имеют немногим более 250 объектов, практически переход полномочий по аттестации отелей от одного государственного органа другому не окажет ощутимого влияния на гостиничный рынок Украины», – считает глава консалтинга и аналитик отдела услуг в сфере недвижимости компании EY в Украине Марина Крестинина.

Из более 10 тыс. средств размещения на территории Украины свидетельство о присвоении категории имеют немногим более 250 объектов. Будущие стандарты категоризации планируется разрабатывать на основании европейской системы HotelStars Union. Эти международные нормы учитывались прежней рабочей группой при Гостуризмкурорте, которая пыталась разработать стандарты в 2011-2013 годах, но та попытка не увенчалась успехом. Поэтому уже более 10 лет украинские отели работают по ДСТУ 4269:2003 «Услуги туристические. Классификация гостиниц». Хотя, как подчеркивает Марина Крестинина, в международной практике стандарты пересматриваются каждые три-пять лет.

По словам Алексея Евченко, пока рано говорить, будет ли категоризация обязательной, сейчас этот вопрос обсуждается и окончательное решение будет зависеть в том числе и от участников рынка. Но, по его мнению, категоризация должна быть стимулирующей. «Если мы не сделаем таким образом, чтобы категоризацию проходило большинство отелей, мы не сможем добиться того, чтобы сервис в этих гостиницах приближался к европейскому и мировому уровню стандартов», – считает он. Скорее всего, речь пойдет о добровольной категоризации, т.е. отели смогут работать на рынке и не получая свидетельства о своей категории. Но если кто-то решит самостоятельно присвоить себе звезды, его ожидают штрафные санкции. Причем, по мнению Евченко, санкции должны быть серьезными, а не условными, иначе это не принесет необходимого результата. «Пройти категоризацию будет дешевле и правильнее, чем платить штраф», – говорит он.

Ранее санкции тоже существовали, причем еще до ликвидации Гостуризмкурорта, но они были скорее формальностью. Как уже упоминалось ранее в публикации «Доклад UNWTO: исследование общих критериев для 4-х и 5-звездочных гостиниц» среди представителей гостиничного бизнеса все чаще можно услышать осторожные высказывания о том, что отели переросли звездочный рейтинг.

По наблюдениям Марины Крестининой, с точки зрения практики украинского рынка наличие либо отсутствие такого свидетельства не влияет на успешность отеля. Серьезно относились к категоризации только международные операторы и крупные национальные гостиничные сети. «В свою очередь туристы, как иностранные, так и украинские, редко обращают внимание на то, имеет ли отель официально подтвержденную категорию. Также среднестатистическому туристу в целом неважно, кто именно присваивает категории отелям», – говорит она, добавляя, что сейчас решение о выборе отеля принимается чаще всего на основании рейтинга и отзывов на таких порталах, как TripAdvisor и Booking.com.

ABCnews

FaceBook комментарии: